ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
10 марта
02 марта
13:55
ОБЩЕСТВО
статья
01 марта
28 февраля
15:00
ОБЩЕСТВО
статья
27 февраля
25 февраля
15:14
КУЛЬТУРА
статья
24 февраля
17:16
ОБЩЕСТВО
статья
23 февраля
21 февраля
08:08
КУЛЬТУРА
статья
20 февраля
19 февраля
19:27
КУЛЬТУРА
репортаж
18 февраля
17 февраля
17:00
ОБЩЕСТВО
статья
16 февраля
15 февраля
14 февраля
17:59
ОБЩЕСТВО
статья
13 февраля
14:33
ОБЩЕСТВО
статья
11:30
ОБЩЕСТВО
статья
12 февраля
14:00
КУЛЬТУРА
статья
11 февраля
16:47
КУЛЬТУРА
репортаж
16:28
КУЛЬТУРА
статья
31 января
28 января
27 января
24 января
23 января
13:26
ОБЩЕСТВО
20 января
16 января
12:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
15 января
10 января
17:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
08 января
07 января
05 января
04 января
12:00
КУЛЬТУРА
статья
26 декабря
23 декабря
15 декабря
13 декабря
12 декабря
21:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
09 декабря
08 декабря
04 декабря
29 ноября
26 ноября
24 ноября
21 ноября
17 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября

Россия: Финансовое образование детей – инвестиция в будущее

29 октября, 15:00

 

29 октября – Молодежные новости. Никто не знает ничего о деньгах при рождении. Это знание не заложено в нас изначально, но для жизни в современно обществе необходимо обрести такое умение. Взрослые должны помочь детям в постижении финансов. О том, как лучше познакомить ребенка с деньгами редакции МИА «МИР» рассказал Эдуард Матвеев, автор книг о финансах для детей «Лесная биржа» и «Атака воронов».

Как объяснить ребенку что такое деньги?

В сказке «Лесная биржа» деньги появились естественным путём – жители леса никак не могли быстро и удобно обмениваться своим трудом. И у них появились деньги – предмет, который все хотели бы получить, и на который каждый готов обменять свой труд. Таким образом, деньги – это частичка чьего-то труда. Именно поэтому кража денег – кража труда. В целом у денег три важных качества: они помогают обмениваться трудом, оценивать труд и хранить (накапливать) труд. Попробуйте пофантазировать с ребёнком, можно ли было бы делать то же самое без денег!

Как выработать финансовую грамотность у детей?

В любом деле главное – мотивация. С детьми особенно. Поэтому важно объяснить ребёнку, показать собственным примером, что грамотное обращение с деньгами, сбережения и инвестиции помогут ему в будущем достичь таких целей, о которых он даже боялся мечтать. Да и «маленькие» цели будут ему по плечу уже сейчас в рамках его карманных денег.

Почему важна финансовая грамотность для детей?

Дело в том, что любой человек создаёт за свою жизнь два вида капитала: человеческий и финансовый. Первый – это денежный поток, который человек получает за свою работу, деятельность. Поэтому, чем раньше ребёнок будет задумываться о будущем призвании, профессии, тем раньше и с более высокого уровня он будет получать этот поток. Но чем раньше человек овладеет финансовой грамотностью, тем раньше он начнёт грамотно обращаться с приходящими деньгами, откладывать и инвестировать, в результате чего и будет появляться финансовый капитал. В результате к возрасту различных рисков (включая выход на пенсию) у человека будет сформирована подушка безопасности, которая позволит без потерь пройти сложные жизненные этапы и не менять свой стиль жизни даже после выхода на пенсию.

В каком возрасте можно начинать учить детей финансовой грамотности?

Я рекомендую делать это тогда, когда ребёнок заинтересовался деньгами, монетками, стал задавать вопросы, захотел сам дать денежку в магазине кассиру. Обычно это происходит в 4 – 6 лет. Именно в этом возрасте, кстати, по результатам разных исследований закладываются основы финансового поведения в жизни.

Как объяснить детям что такое финансовая грамотность?

Ну, начнём с того, что мне вообще не нравится это словосочетание. Оно какое-то формальное, что ли. Но в целом, это когда человек умеет грамотно обращаться с деньгами, в результате чего у него остаются лишние деньги – сбережения, которые он также грамотно приумножает.

Что почитать по финансовой грамотности для детей?

Книг по финансовой грамотности для детей – огромное количество, много переводных довольно знаменитых авторов, например, Бо Шеффера. Я написал свои книги таким образом: чтобы они отражали именно нашу действительность; были максимально непохожи на школьные учебники; не заставляли ничего учить, но при этом помогали быстро запоминать термины и финансовые понятия (благодаря системе логических цепочек и слов-паронимов); чтобы был единый сказочный сюжет (так легче запоминается вся история и понятия и бизнес-кейсы с нею связанные); чтобы книги, сказочные герои и финансовые проблемы/возможности росли вместе с читателем.

Что такое финансовая грамматика (грамотность?) в школе?

На данный момент принято решение не выделять финансовую грамотность в отдельный предмет, а включить её элементы в существующие предметы. Думаю, это довольно здравое решение, поскольку в школах и так запредельная нагрузка. А в данном случае школьники будут не просто, скажем, вычислять задачу с процентами, а решать абсолютно жизненную ситуацию, скажем, по выбору параметров ипотеки или расчёту семейного бюджета.

Как ребенку управлять своими финансами?

Смотря что под этим подразумевать. На первом этапе – поставить перед собой финансовую цель. И родители в данном случае могут помочь. Без цели деньги, которые попадают ребёнку в руки, будут быстро тратиться. Далее – овладеть навыками примитивной экономии. Но, если цель будет поставлена правильно, ребёнок этому довольно быстро научится. На втором – этапе деньги, которые откладываются, могут быть инвестированы (конечно, при наличии знаний). Для этого я бы порекомендовал почитать вместе с ребёнком книги «Лесная биржа» и «Атака Воронов». Далее можно открыть инвестиционный счёт в любой брокерской компании или банке и начать долгосрочные инвестиции. Единственный момент: в силу различных сложностей и ограничений, до достижения вашим ребёнком 18 лет, вас придётся открыть счёт на своё имя.

Можно ли платить детям за работу по дому?

Категорически нет. И этому есть огромное количество подтверждений: ребёнок быстро привыкает к этому и любую, даже мелкую помощь по дому не хочет выполнять «бесплатно». Однако, на мой взгляд, не впрямую помощь по дому можно привязать к объёму выдаваемых карманных денег.

Как правильно давать деньги детям?

Если вы хотите заложить в ребёнка основы правильного финансового поведения, нужно приучить его к мысли, что ресурсы, включая деньги – конечны. Денег не может быть сколько угодно много, нет такого, что «родители всегда найдут для меня деньги». И именно поэтому наилучший механизм – карманные деньги. Выдавая их с равной периодичностью, вы приучаете ребёнка к планированию на определённый период. То же самое он будет делать, когда вырастет и начнёт зарабатывать самостоятельно. Ограниченная сумма научит ребёнка видеть приоритеты в своих тратах, научит экономии. Правильно поставленная цель (на что коплю) научит откладывать часть любых доходов. С другой стороны, эти вещи должны быть в некоем балансе. Например, в книге «Дима и Совёнок» главный герой делил каждую порцию карманных денег на три части: на текущие расходы, на сбережения, на помощь другим.

 

Текст: Виталий Ягодин.

Фото: Pixabay.