ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
10 марта
02 марта
13:55
ОБЩЕСТВО
статья
01 марта
28 февраля
15:00
ОБЩЕСТВО
статья
27 февраля
25 февраля
15:14
КУЛЬТУРА
статья
24 февраля
17:16
ОБЩЕСТВО
статья
23 февраля
21 февраля
08:08
КУЛЬТУРА
статья
20 февраля
19 февраля
19:27
КУЛЬТУРА
репортаж
18 февраля
17 февраля
17:00
ОБЩЕСТВО
статья
16 февраля
15 февраля
14 февраля
17:59
ОБЩЕСТВО
статья
13 февраля
14:33
ОБЩЕСТВО
статья
11:30
ОБЩЕСТВО
статья
12 февраля
14:00
КУЛЬТУРА
статья
11 февраля
16:47
КУЛЬТУРА
репортаж
16:28
КУЛЬТУРА
статья
31 января
28 января
27 января
24 января
23 января
13:26
ОБЩЕСТВО
20 января
16 января
12:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
15 января
10 января
17:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
08 января
07 января
05 января
04 января
12:00
КУЛЬТУРА
статья
26 декабря
23 декабря
15 декабря
13 декабря
12 декабря
21:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
09 декабря
08 декабря
04 декабря
29 ноября
26 ноября
24 ноября
21 ноября
17 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября

Санкт-Петербург: Музей религий представил выставку уникальных икон советского периода

31 января, 16:00

31 январяМолодёжные новости. 26 января в Государственном музее истории религии открыли первую в России выставку, посвященную советским иконам. У посетителей музея появилась уникальная возможность увидеть настоящие религиозные артефакты эпохи гонений. Выставка включает более 70 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.

Одним из кураторов выставки стала Анастасия Завьялова, студентка культурологии РГГУ и участница проекта по изучению и реставрации советских икон. В интервью Анастасия рассказала о процессе собирания икон, о самом необычном экспонате выставки и отношении современной церкви к советским религиозным артефактам.

Анастасия, расскажите, как вы пришли к изучению икон советского периода, чем вас привлекла именно эта сторона культурной антропологии?

Когда поступаешь на культурологию в РГГУ, постепенно так или иначе начинаешь хотеть заниматься наукой. Если есть доступные источники, окружённые нарративами, или источники материальные, интерес возгорается сразу. А икона – это объект не только духовной, но и материальной культуры. Советская икона – это то, что, на самом деле, можно найти почти в каждом селе в каждом доме. Естественно, я их когда-то уже видела. Это исследовательский материал, который сам идет в руки.

Какие этапы изучения икон существуют? Что больше всего нравится в этом процессе?

Для того, чтобы изучить советские иконы, нужно в первую очередь их увидеть. Материальный носитель сам по себе может многое рассказать. Для того, чтобы их обнаружить, нужно было отправиться в экспедицию – в городских домах такие иконы встречаются редко. Здесь сложно сказать, что нравится больше, наверное, весь процесс, ведь он сопряжен не просто с теоретическими изысканиями, но и с практическими - с рассказами местных жителей, живыми историями. Когда ищешь иконы, то ощущаешь себя не только культурологом, но и одновременно археологом и даже детективом. Дух захватывает, когда находишь те артефакты, которые были нужны для изучения.

В какие регионы вы чаще всего отправляетесь для собирания икон?

Большинство представленных на выставке икон – это результат наших экспедиций, прежде всего в Нижегородской области, куда мы отправлялись изначально, работая над другим проектом, но почти случайно вышли на тематику советского религиозного наивного искусства. Кроме Нижегородской области мы были в Воронежской области. На моей родине в Брянске советский рукодельный образ – это также распространенное явление.

Существуют ли какие-то локальные черты советских икон, позволяющие понять в какой части России они создавались?

Да, существуют. Так, иконы, обнаруженные в Нижегородской области – это ближайшие наследники традиции мастеров 19 века Вязниковского уезда (села Холуй, Мстера, Палех). Кроме того, советские фолежные иконы-киотки, выполненные в южных регионах (Воронежская, Курская, Белгородская, Тамбовская), хоть и несколько примитивны, но все же напоминают традицию мастеров рубежа XIX-XX веков. Так, например, некоторые советские образовники из Курска и Белгорода переняли обычай закреплять в киоте свечки из бумаги и фольги и голубка – это яркая особенность старинных «фолежек» из слободы Борисовки Курской области (сейчас - Белгородской области).

Есть ли среди экспонатов выставки иконы, которые вам особенно дороги и интересны?

Одна из самых интересных икон - это, пожалуй, образ Богоматери «Знамение», найденной в поселке городского типа Ардатов Нижегородской области, она, как и многие советские иконы, выполнена в технике бриколажа. Взяв за основу дореволюционную икону-подокладницу, мастер советской эпохи яркими красками дорисовал одежды для Богоматери и Младенца в манере наивной росписи и окружил писаный образ цветами из бытовых материалов – фетра, поролона, обложек тетрадей и конфетных фантиков. Еще одна икона, которая мне очень нравится, это Богоматерь Скоропослушница из села Нелей в Нижегородской области. Она хранилась в закрытой руинрованной церкви, этот образ нам передали старожилы села. Здесь хорошо виден геометрический орнамент, напоминающий снежинку с лепестками – «елочками».

Экспонатом с необычной историей можно считать образ Николая Мирликийского из села Кременки Нижегородской области. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что в отличие от других икон у оклада конкретно этого рукодельного образа фольга более плотная и состоит из склеенных между собой полос. Дело в том, что материал для декорирования иконы Николая Мирликийского тайно вынесли из секретного завода Арзамас-16.

Выставка называется «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений». Очевидно, что в СССР на православие, как и другие религии налагался строгий запрет. А как дела обстояли с иконами, с ними тоже боролись?

В то время религия становилась теневой стороной жизни людей, даже в сельской местности. Как правило церкви и храмы были закрыты, вместо них верующие устраивали молельные дома, где совершали необходимые обряды. Иконы также старались без надобности не афишировать, но в каждом селе был свой мастер, о нем все жители знали и просили обрядить образ к важному событию своей жизни, например, к венчанию. Даже если это была свадьба детей коммунистов без иконы обойтись было нельзя. В Нижегородской области это считалось обязательном атрибутом новой семьи.

А как сейчас церковь относится к иконам советского времени? Признаются ли такие изображения каноничными?

Священники по-разному относятся к таким иконам. Некоторые их считают важными, потому что они свидетельствуют о сохранении веры у людей в трудную эпоху. Есть же священнослужители, которые отрицают ценность таких икон и считают, что они должны уйти в прошлое. В целом советские иконы сейчас исчезают из сельских домов. Их бывшие владельцы умирают, а наследники, современное поколение, предпочитают молиться перед новыми иконами, написанными или отпечатанными, например, в Софрино.

Выставку «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений» пройдет в Музее истории религии до 21 марта 2023.

 

Текст: Елизавета Богданчикова

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.